Обзор украинского рынка мягких кровель С бурным развитием
строительства в Украине ощущается особый спрос на мягкие кровельные
материалы. Сегодня рынок представлен достаточно широким ассортиментом
данной продукции как зарубежного, так и отечественного производителя. Под
мягкой кровлей подразумевается гидроизоляционный ковер, который
обустраивается с помощью рулонных материалов на основе окисленного
битума, битум - полимера (битума, модифицированного полимерами),
мастичных безрулонных материалов, полимерных мембран и гибкой битумной
черепицы. Рулонные материалы Для
обустройства плоских крыш активно используются рулонные кровли. Они
изготавливаются из битумных и битумно - полимерных материалов с
армирующей основой. Рулонные битумные кровельные материалы производятся
с помощью нанесения на основу окисленного битума. В роли основы
выступает специальный картон, стеклохолст, стеклоткань или нетканая
полиэфирная ткань. При этом лицевая и тыльная стороны мягких кровель
имеют разные типы защитных покрытий: чешуйчатую, крупнозернистую и
мелкозернистую посыпки, фольгу или пленку. Главная функция посыпки –
защитная. Она оберегает водоизоляционный ковер от механических
повреждений, негативных атмосферных факторов, солнечной радиации и
распространения огня на поверхности кровли во время пожара. Специалисты
отмечают, что данный вид кровельной продукции относится к разряду
материалов с невысоким сроком службы, низким уровнем механической
прочности и устойчивости к атмосферным воздействиям. Наименее надежны и
долговечны рулонно - битумные материалы на основе картона (рубероид). Более
высокие характеристики по качеству имеют современные полимерные
изделия. На сегодняшний момент наиболее популярны три их вида:
полимерные, полимерно - битумные и мастичные рулонные покрытия. Срок их
службы – 15 - 20 лет. Особым спросом пользуются на украинском
рынке полимерно - битумные покрытия (еврорубероид). Еврорубероид
изготовляется путем нанесения на основу (стеклохолст, стеклоткань,
нетканая полиэфирная основа) битума, модифицированного полимерами. Этот
битум имеет более высокие физико - механические характеристики, чем
окисленный. В качестве модификаторов битума используются СБС (стирол -
бутадиен - стирол – искусственный каучук) или АПП (атактический
полипропилен). С тыльной и лицевой сторон на рулонные полимерно -
битумные материалы наносится защитный слой в виде полимерной пленки или
посыпки. Данный вид кровельных материалов эластичен при отрицательных
температурах и обладает высоким уровнем морозостойкости (до - 150С) и
теплостойкости (+120 – +1400С), а также устойчив к солнечному
ультрафиолету. СБС
- модифицированные рубероиды (по сравнению с АПП - модифицированными)
более восприимчивы к высоким температурам, но при этом отлично
выдерживают низкие (сохраняют гибкость при - 250С). Производители
данного вида еврорубероида рекомендуют применить его в странах с
суровым или средним континентальным климатом.
Полимерно -
битумные мембраны на основе стеклохолста – простой и дешевый материал.
Он имеет очень низкий уровень прочности. Главное достоинство данной
кровельной продукции – стойкость к гниению. Полимерно -
битумные мембраны на стеклотканевой основе обладают долговечностными
характеристиками (стеклоткань в 3 - 5 раз прочнее картона и
стеклохолста). Также при эксплуатации данного материала существенно
снижается риск повреждения кровельного ковра. При правильной укладке полимерно - битумных покрытий срок их службы составляет от 10 до 30 лет. Андрей
Ларцев, руководитель управления сбытом Корпорации «ТехноНИКОЛЬ»,
утверждает, что в 2007 - 2008 гг. в сегменте полимерно - битумных
материалов (еврорубероид) прослеживалось некоторое снижение темпов
роста производства. Это обстоятельство обусловлено повышением цен на
сырье, жесткой конкуренцией и нестабильной политической ситуацией в
стране. О наращивании мощностей в данный период смогли заявить лишь
крупные компании. Специалист отмечает, что в сегменте рулонных
материалов наблюдается стабильное вытеснение традиционного рубероида
полимерно - битумними материалами. Его доля за прошедший, 2007 год,
сократилась и составила 20% от общего процента продаваемой рулонной
кровельной продукции. Также на текущий момент наблюдается
высокая динамика роста в продажах полимерных мембран. Их доля в общем
объеме рынка мягких кровель небольшая, однако высокие качественные
характеристики ПВХ и ТПО - мембран быстро завоевывают потребительские
симпатии. Сегодня рынок полимерно - битумных мембран
представлен продукцией как зарубежного, так и отечественного
производства: «ТехноНИКОЛЬ» (Россия), «ЕВРОИЗОЛ», Katepal (Финляндия),
Index, Polyglass S.pA (Италия) и пр. Крупными украинскими
производителями данного вида по праву считаются «Славутский рубероидный
завод» (Хмельницкая обл.), предприятие «Бласто» (г. Кременчуг), завод
кровельных материалов «Акваизол» (г. Харьков) и пр. Битумная черепица Для
скатных кровель широко применяется битумная черепица. Данный материал
представляет собой плоскую кровельную плитку размером 1х0,333 м с
фигурными вырезами по одному краю. Форма вырезов может быть абсолютно
разной (прямоугольной, шестигранной, волнообразной и др.). В
большинстве случаев одна пластина имитирует 3 - 4 черепицы. Битумная
черепица состоит из нескольких слоев. Основа кровельного материала –
пропитанный битумом стеклохолст либо стеклоткань (в некоторых случаях
органическая целлюлоза), а ее нижняя часть покрыта сплошным
самоклеящимся компонентом, который обеспечивает монолитность
уложенного материала. На верхнюю часть черепицы наносятся каменные или
минеральные гранулы, которые придают ей цвет и одновременно оберегают
материал от негативных климатических влияний. Битумная черепица
относится к легким кровельным покрытиям. Вес 1 м2 готового материала
составляет 8 - 13 кг, что исключает усиление несущей конструкции
кровли, здания и фундамента. Мягкая черепица стойка к высоким
температурам (точка размягчения битума находится в пределах 110 -
120оС). К несомненным плюсам этой черепицы специалисты относят низкий
процент отходности (3 - 5%), его бесшумность во время дождя или града,
легкость при установке и пр. Но главное ее достоинство – герметичность.
Битумная черепица очень красиво смотрится на крышах домов любой
архитектурной конструкции, разной степени сложности, формы и
конфигурации. Сегодня украинский рынок представлен огромным
выбором цветовых решений битумной черепицы, где количество цветов и
оттенков исчисляется десятками. Современная фактура материала имитирует
дерево, сланец, старую обожженную глину и пр. На данный момент
покупатель имеет возможность приобрести и абсолютно оригинальные
решения. Так, благодаря смешению черных и окрашенных гранул посыпки на
верхних частях лепестков образуются тени. В результате уложенное мягкое
покрытие создает на кровле переливающийся рельефный рисунок, что
придает всему зданию элегантный и респектабельный вид. Долговечность
этого вида покрытия в среднем 15 - 20 лет. Производители продукции
отмечают, что гибкая черепица ложится на крыши с уклоном от 12о, а для
ее монтажа должно быть тщательно подготовлено несущее основание. К
обязательным условиям относится наличие сплошного настила. В этом
случае рекомендуется использование ориентированно - стружечных плит
(марка OSB - 3), шпунтованных или обрезных досок, а также водостойкой
фанеры с относительной влажностью не более 20% от сухого веса. Важно
отметить, что при уклоне крыши 11 - 18о по всей ее площади обязательно
настилается подкладочный ковер (стеклохолст), который пропитывается
битумом с добавками синтетического каучука.
Сегодня сегмент
битумной черепицы – один из самых динамично развивающихся на украинском
рынке кровельных материалов. По данным Наталии Гнатюк, начальника
департамента маркетинга группы компаний «ЮКОН», объемы продаж битумной
черепицы в 2007 году составили 3 - 3,5 млн. м2. Если же
проанализировать данные за последние годы, то четко прослеживается
тенденция увеличения сегмента битумной черепицы. В 2005 году объем
продаж этого материала составил 1 млн. м2. В 2006 они были
зафиксированы на отметке 1,5 млн. м2. И уже в 2007 году увеличение
рынка битумной черепицы составило около 100 - 133%. Небывалый интерес
отечественного потребителя к материалу специалисты объясняют активным
развитием коттеджного строительства, которое является основным
потребителем мягкой черепицы. Анна Пархоменко, руководитель
отдела проектных продаж компании «Изобуд», отмечает, что объемы продаж
данного материала в 2007 году составили 2,7 млн. м2. При этом рынок
битумной черепицы за 3 года вырос на 1,2 млн. м2, так как в 2004 году
объемы продаж данного вида черепицы – 500 тыс. м2. По мнению
специалистов, львиную долю украинского рынка занимает продукция
зарубежного производителя – 87,14%. На отечественный кровельный
материал припадает 12,86%. По данным компании «Изобуд», самая
популярная битумная черепица: Katepal (Финляндия) – 26%, Shinglas
(Россия) – 25%, Tegola (Италия) – 13%, Kerabit (Финляндия) – 10%, IKO
(Бельгия) – 9%, Icopal (Польша) – 6%. Весь остальной сегмент делят
между собой «Акваизол», «Споли» (Украина), BITUTECH, Nordland и др.
Вместе с тем крупными отечественными производителями выступают ОАО
«Славутский рубероидный завод» (ТМ «СПОЛИгонт»), ООО «Эдельвейс» (ТМ
«Акваизол») и пр. На данный момент можно проследить сезонность в
продажах этого кровельного материала. Так, пик спроса на битумную
черепицу приходится на осенние месяцы, а спад продаж наблюдается в
зимний период. Следует отметить, что спрос может определяться и
погодными условиями. Рыночный ассортимент На
отечественном рынке постоянно проявляются новинки продукции. Например,
в прошлом году в сегменте битумной черепицы Корпорация «ТехноНИКОЛЬ»
полностью обновила цветовую гамму ламинированной черепицы серии «Джаз»,
а в сегменте рулонной продукции расширила ассортиментную линейку
продукции под ТМ «ТехноЭЛАСТ», выпустив материалы «Техноэласт пламя -
стоп», «Техноэласт - декор», «Техноэласт - термо». Также сегодня
Корпорация предлагает новый высокотехнологичный материал – полимерные
мембраны «премиум» класса LOGICROOF для гидроизоляции кровель с
повышенными требованиями к надежности. В конце 2007 года компания
«ЕВРОИЗОЛ» ввела в ассортимент новый материал – ПВХ - мембрану Aqua100P
толщиной 1,2 и 1,5 мм (армированная и неармированная). ПВХ - мембрана
Aqua100P – это современная кровельная продукция, применяемая для
покрытия плоских кровель. ПВХ - мембрана Aqua100P может укладываться
как на бетонное основание, так и непосредственно на теплоизоляционный
материал, например, минеральную вату. В качестве завершающего
(верхнего) слоя конструкции может выступать сама ПВХ - мембрана
Aqua100P либо декоративная балластная система, выполненная из щебня,
тротуарной плитки или растительного слоя. Кроме того, материал идеально
подходит для реставрации кровельных покрытий, в частности, из
рубероида. В июле 2007 года ОАО «Славутский рубероидный завод»
предложил украинскому покупателю битумную черепицу по новейшей
рецептуре и любой конфигурации, которая изготовляется по желанию
заказчика. В начале года на заводе установлен дополнительный узел для
нанесения посыпки, который позволяет увеличить и разнообразить цветовую
гамму продукции. Новые технологии компании позволяют увеличить срок
службы этого вида покрытия до 30 лет, что выводит продукцию украинского
производства на качественно новый уровень, способный конкурировать с
зарубежными аналогами. В
начале 2008 г. компания «ТЕГОЛА - УКРАИНА» представила отечественному
потребителю новую гибкую кровельную модель «Стандарт Сосновая кора»
линии «Супер». Черепица очень точно передает рисунок природного
материала, а также имеет высокие качественные показатели. Продукция
«Стандарт Сосновая кора» устойчива к любым атмосферным воздействиям и,
следовательно, может достаточно долго эксплуатироваться при неизменном
сохранении качественных и эстетических параметров.
Особое
внимание привлекает кровельный вариант фотогальванической черепицы
Tegosolar. Это материал с интегрированными фотоэлементами на базе
модели мягкой черепицы «Престиж - Компакт» линии «Эксклюзив». Он легко
интегрируется в кровельную систему «ТЕГОЛА», не требуя дополнительных
технических вмешательств. Также особенность этой модели – высокая
эстетичность: кровля не содержит лишних элементов на своей поверхности,
сохраняя свою целостность. Помимо стандартных функций, кровельная
система «ТЕГОЛА» с фотоэлементами преобразует солнечную энергию в
электроэнергию для различных бытовых нужд. Стоимость Цена
материалов для мягких кровель зависит от области их применения и
качественных характеристик. Так, например, материалы для скатных
кровель (битумная черепица) производятся на основе нефтепродуктов, и
поэтому их стоимость напрямую зависит от цены на данное сырье. Стоимость
еврорубероида, широко применяемого для устройства плоских кровель,
определяют основа материала, вид модификатора, количество полимерно -
вяжущего, который влияет на его толщину, а также ряд других факторов.
Поскольку сырье, используемое для производства мягких кровельных
материалов, постоянно дорожает, это сказывается на повышении стоимости
продукции. В среднем за прошлый год цена на данную продукцию
увеличилась на 15 - 20%. По данным специалистов компании «Изобуд», цена
еврорубероида колеблется в пределах от 9,5 до 31 грн. за 1 м2.
Стоимость же мягкой черепицы для скатных кровель находится в пределах
от 30 до 120 грн. за 1 м2. Рынок мягких кровель и его перспективы Специалисты
утверждают, что рынок мягких кровельных материалов и гидроизоляции
сохраняет стабильно положительную динамику. При этом главной причиной его увеличения является бурное развития украинского строительного комплекса в целом. На данный момент материалы
для плоских крыш широко используются в гражданском и промышленном
строительстве, в строительстве многоэтажных жилых домов, общественных
зданий и т. д. Львиная доля кровельной продукции приходится на
коммерческое строительство (расширение крупных торговых
продовольственных и бытовых сетей, располагающихся в собственных
быстровозводимых конструкциях). Материалы для скатных крыш больше всего
используются в строительстве многоэтажных домов с оригинальной
архитектурой, индивидуальном строительстве дач, коттеджей и частных
домов. В сегменте рулонных кровельных материалов наблюдается
существенное увеличение доли полимерно - битумной продукции
(еврорубероид). Ее доля в общем объеме потребления составляет не менее
80%. Она и дальше будет расти благодаря наращиванию мощностей и
расширению ассортиментного ряда крупнейших производителей данной
продукции, тем самым вытесняя традиционные материалы. Уже
сегодня можно наблюдать снижение популярности материалов на картонной
основе – рубероида. Андрей Ларцев, руководитель управления сбытом
Корпорации «ТехноНИКОЛЬ», отмечает, что в последнее время ощущается
особый спрос на полимерные мембраны (ПВХ и ТПО - мембраны). «Даже
несмотря на то, что их поставки незначительные, а национальный
производитель «спит», рынок ПВХ и ТПО - мембран увеличивается ежегодно
на 40 - 45%», – комментирует эксперт. – Исходя из этого следует, что к
2010 году доля полимерных мембран может достичь 12% от общего объема
рынка мягких кровельных материалов». Татьяна
Чмыхал, руководитель технического отдела компании «ЕВРОИЗОЛ», отмечает,
что «обычный» рубероид по - прежнему продолжает господствовать только в
малых и средних городах, а также в сельской местности. Специалист
утверждает, что увеличение на украинском рынке доли современных
полимерных ПВХ и ТПО - мембран – это тенденция мирового масштаба. «В
наиболее развитых странах их количество в общем объеме кровельных
материалов превышает 50%. Учитывая сегодняшние тенденции рынка
гидроизоляционных материалов для плоских кровель, а также европейский и
мировой опыт, в ближайшие годы стоит ожидать рост доли рынка полимерных
материалов – ПВХ и ТПО - мембран», – комментирует специалист.
Высокая
динамика продаж сохраняется и в сегменте битумной черепицы. Рост как
внутреннего производства, так и импортных поставок ожидается и в
дальнейшем. Наталья Гнатюк сообщает о росте рынка битумной черепицы в
2008 - 2009 гг. на уровне 50 - 60%, где главным потребителем выступит
быстроразвивающееся коттеджное строительство. По данным компании
«Изобуд», к концу 2008 года объемы продаж битумной черепицы составят 4
млн. м2. При этом доля некачественной продукции, реализуемой в Украину,
существенно снизится. Вступление Украины в ВТО будет
способствовать появлению на отечественном рынке новых крупных
операторов, а это, в свою очередь, приведет к расширению ассортимента
предлагаемой мягкой кровельной продукции. Все же основная
конкурентная борьба будет продолжаться между уже существующими
производителями этих материалов. При этом деятельность производителей
будет нацелена на наращивание производственных мощностей и расширение
ассортимента предоставляемой ими продукции с целью увеличения своей
рыночной доли. Так, в прошлом году завод Корпорации «ТехноНИКОЛЬ» уже
запустил вторую линию по производству еврорубероида мощностью до 20
млн. м2. Андрей Шокал
|