Обзор украинского рынка лакокрасочных материалов При
строительстве новых и ремонте старых объектов значительная роль
принадлежит отделочным работам, основное назначение которых – наружная
и внутренняя отделка зданий и сооружений с целью повышения их
эксплуатационных и эстетических качеств. Эти работы выполняются на
завершающем этапе строительства или ремонта и от качества их выполнения
во многом зависит общее восприятие объекта. Особое место среди отделочных работ занимают малярные работы – нанесение лакокрасочных материалов (ЛКМ) на поверхности конструкций зданий и сооружений. Что такое ЛКМ? Лакокрасочные материалы
– это сложные композиционные системы, основными компонентами которых
являются органические или минеральные связующие, пигменты, красители и
наполнители. Равномерно нанесенные на отделываемую поверхность, они
способны образовывать сплошное, прочно сцепленное с основанием
твердое декоративное покрытие, которое не только придает основанию
определенный вид, цвет, фактуру, но одновременно с этим улучшает
эксплуатационные характеристики отделываемых материалов и повышают их
долговечность. В зависимости от вида основы (минеральная,
органическая, смешанная) толщина лакокрасочного покрытия может
изменяться в широких пределах: от 60 до 500 мкм, что обусловливается
правильным выбором лакокрасочного материала, свойства которого
определяются главным связующим компонентом – пленкообразователем
(природным или синтетическим). К основным лакокрасочным материалам относятся: - готовые к употреблению краски (в том числе порошковые);
- связующие вещества, пигменты и красители, служащие для изготовления красящих составов;
- лаки;
- эмали;
а
также такие вспомогательные составляющие, как грунтовки, шпатлевки,
растворители красок и лаков, пластификаторы и отвердители полимерных
составов, а также наполнители и катализаторы высыхания лакокрасочных
покрытий. Рыночная ситуация По
оценкам экспертов, ситуация на украинском рынке лакокрасочных
материалов в полной мере зависит от положения дел в смежных отраслях.
Резкое сокращение темпов
строительства весьма негативно отразилось не только на объемах
производства и потребления ЛКМ, но и на инвестиционных планах
производителей красок. Некоторые аналитики убеждены, что
падение потребления лакокрасочных материалов может составить порядка
20-25%. Учитывая это, сегодня многие производители пересматривают
ценовую и маркетинговую политику. Татьяна Кравец, директор по маркетингу компании ДП «Капарол Украина»,
рассматривая ситуацию на украинском рынке ЛКМ, отмечает, что к концу
года объемы потребления лакокрасочной продукции могут снизиться на
30-40% в абсолютных величинах. При этом падение коснется всех ценовых
сегментов. Но даже в этих условиях есть повод для оптимизма. В
сегменте частного строительства негативных последствий кризиса гораздо
меньше и они не столь катастрофичны как в других сегментах
строительства. Связано это с тем, что индивидуальный застройщик в
большей степени ориентируется на свои собственные силы, возможности и
финансы. С учетом этого для многих производителей ЛКМ розничный рынок
строительно-отделочных материалов становится приоритетным направлением
в их деятельности. Андрей Назаренко, категорийный менеджер компании «Хенкель Баутехник (Украина)»,
соглашаясь с подобной оценкой, отмечает, что действительно с начала
этого года наблюдается смещения акцента в пользу сегмента
индивидуального строительства и ремонта. В нынешних условиях все больше
потребителей предпочитают делать ремонт своими силами. При этом большим
спросом стали пользоваться краски для интерьерных работ. Растет спрос
на продукты, позволяющие самостоятельно декорировать помещение, в
частности все больше людей используют обои под покраску. В региональных
и районных центрах наблюдается повышенный спрос на услуги тонировки. Рассматривая
структуру потребления лакокрасочных материалов, следует отметить, что и
здесь в первом полугодии текущего года произошли определенные
изменения. Уменьшилось до 20% потребление фасадных красок (в прошлом
году им принадлежало около 35% национального рынка), незначительно на
5% вырос спрос на интерьерные краски и сейчас эта продукция занимает
около 55% общего объема ЛКМ. Есть определенный рост объемов потребления
и на лаки, грунтовки мастики и другие вспомогательные материалы. Спрос
на эту продукцию тоже увеличился на 5% и сегодня этот параметр держится
на уровне 25%. По видам декоративных лакокрасочных материалов в
общей структуре спроса, значительную часть, почти 70%, занимает
лакокрасочная продукция на органической основе, водно-дисперсионным
материалам принадлежит 30% украинского рынка. «Красочные» производители На украинском рынке лакокрасочных материалов
представлена продукция как отечественных, так и зарубежных
производителей. По мнению Татьяны Кравец, импортным лакокрасочным
материалам на водной основе принадлежит около 30% украинского рынка
ЛКМ, а в сегменте органоразбавляемых материалов импортная продукция занимает не более 13-15%. По
разным оценкам, на сегодняшний день в Украине пока насчитывается более
100 постоянно действующих производителей. Вы спросите, почему пока?
Дело в том, что нынешняя экономическая ситуация – это своего рода тест
или если хотите, «пропуск» на дальнейшую деятельность. К сожалению,
этот тест пройдут не все отечественные производители. По оценкам
экспертов, общее количество национальных производителей может
сократиться на 30-40%. Более уверенно сегодня чувствуют себя крупные
компании с солидной научной базой и производственными мощностями. К
лидерам лакокрасочной индустрии можно отнести не более 10 предприятий,
которые даже в таких непростых условиях производят около 70% всей
лакокрасочной продукции в Украине. К наиболее известным, относятся такие предприятия, как: - ООО ПП «ЗИП» (Днепродзержинск, Днепропетровская обл. – торговые марки «Зебра», «Триора», «Мальва»);
- ЗАО «Полифарб Украина» (Днепропетровск – торговая марка «Полифарб»);
- ЗАО
«Лакма» (Киев – торговые марки «Лакма», «Акрилакма», «Лакматэкс»,
«Экстралакма», «Топаз») и другие производители лакокрасочной продукции.
В последние годы, когда строительный комплекс Украины
наращивал свои объемы, список отечественных производителей пополнили
иностранные инвесторы, создавшие производственные мощности в Украине. К наиболее успешным проектам можно отнести создание таких предприятий, как: - «Снежка-Украина»,
- «БНС-фарба»,
- «Мефферт Ганза Фарбен» и др.
По
оценкам экспертов, украинские производители ориентированы в основном на
удовлетворение спроса внутреннего рынка. Доля экспортируемых
лакокрасочных материалов из Украины остается незначительной и не
превышает 6% от общего объема производства продукции
декоративно-строительного назначения. Основными потребителями
украинской продукции является Молдова, Россия, Румыния, Грузия,
Азербайджан, Казахстан и Беларусь. Украинский рынок лакокрасочных материалов
по-прежнему остается весьма привлекательным для импортеров. Связано это
с тем, что отечественные производители не смогли еще освоить
производство отдельных видов ЛКМ, в связи с чем образовались свободные
рыночные ниши. Основной объем ввозимых в Украину ЛКМ приходится на
водно-дисперсионные ЛКМ и материалы на основе конденсационных смол. Всего
в Украину ЛКМ импортируется продукция более чем из 30 стран мира, но
украинским потребителям наиболее известна продукция немецких
производителей – Caparol, Feidal, Meffert, Mipa, Tex-Color.
Представлены на отечественном рынке и материалы Akzo Nobel (Швеция),
Tikkurila (Финляндия), Vivacolor (Латвия-Эстония) и других европейских
производителей. Активно осваивают украинский рынок и производители из
стран СНГ, в том числе и России. Стоимость В
последние годы украинский рынок лакокрасочных материалов
характеризовался возросшей грамотностью и требовательностью
потребителей. Цена постепенно утрачивала роль определяющего фактора при
выборе ЛКМ, все большую значимость начинало приобретать качество
продукции. Стабильная ситуация на строительном рынке способствовала
активному развитию процесса брэндирования лакокрасочной продукции. Эксперты
убеждены, что и в нынешних условиях подобная тенденция будет характерна
для производителей и импортеров, качество продукции которых выдержало
испытание временем. Это касается, в первую очередь, сегмента ЛКМ класса
«люкс» и «премиум», стоимость которых составляет от 30 грн/кг и выше.
Этот сегмент практически полностью принадлежит импортной продукции в
основном известных западноевропейских производителей – Akzo Nobel,
Tikkurila, Meffert, Vivacolor и др. Не вызывает особого
беспокойства в плане качества и сегмент среднего ценового диапазона
«стандарт». Стоимость лакокрасочных материалов этого сегмента
составляет от 15 до 30 грн/кг. В среднем ценовом диапазоне около 60%
занимает продукция отечественных производителей, а импортным
лакокрасочным материалам принадлежит 40% национального рынка. В
сегменте класса «эконом» (до 15 грн/кг), его еще называют «бюджетным»
практически полностью преобладает продукция отечественных
производителей. По мнению экспертов, в условиях кризиса может произойти
переориентация потребителей на недорогую продукцию «бюджетного»
сегмента. Здесь есть определенная опасность, производители, пытаясь
удержать привлекательную стоимость, могут «пожертвовать» качеством, а
это не очень хорошая перспектива для потребителей… Проблемы Татьяна
Кравец отмечает, что проблем на украинском рынке лакокрасочных
материалов, даже не учитывая последствия глобального кризиса,
достаточно много, начиная с отсутствия регламентированной статистики, и
заканчивая отсутствием требований к информации на этикетке, например, о
составе продукции. Эксперты отмечают также, что проблемой
отечественных производителей ЛКМ является изношенность основных фондов
и найти инвесторов для модернизации производства в нынешних условиях
будет непросто. К
факторам, негативно влияющим на развитие украинского рынка, эксперты
относят и наличие контрабандной продукции и подделок. Достаточно
распространенным явлением остается и демпинг, который приводит не
только к перенасыщению рынка низкокачественной продукцией, но и
направлен на дискредитацию известных торговых марок, в том числе и
отечественных производителей.
Новинки В
период стабильности и импортеры, и украинские производители
лакокрасочных материалов не любили говорить о новинках ЛКМ, обосновывая
свой отказ коммерческой тайной. Сегодня ситуация изменилась и многие
компании, работающие на «красочном» рынке сняли обет молчания и
пытаются убедить потенциальных потребителей в своих конкурентных
преимуществах. Андрей Назаренко к новинке компании «Хенкель
Баутехник (Украина)» относит краску Metylan, которая разработана
специально для обоев на бумажной, флизелиновой и стеклооснове. Краска
выгодно подчеркивает фактуру обоев, делает рисунок более выразительным.
Тонируют краску в более чем 360 цветов непосредственно в местах
продажи. Кроме этого, сегодня специалисты компании работают над новой
линейкой интерьерных красок. К новинкам компании ДП «Капарол Украина», Татьяна Кравец относит продукты Caparol,
разработанные в соответствии с экологическим стандартом качества E.L.F.
При высыхании краски E.L.F. в воздух выделяется только вода, поэтому
дисперсионные краски являются лучшим выбором как для маляров,
подверженных воздействию испарений высыхающих красок, так и для всех,
кто длительное время пребывает внутри помещения. Стратегия
расширения ассортимента своей продукции присуща и другим производителям
и импортерам лакокрасочных материалов. При этом расширяется в основном
ассортимент алкидных и водных ЛКМ. Перспективы Эксперты
отмечают, что рынок лакокрасочных материалов всегда был непростым, а
сегодня конкуренция на нем обострилась еще больше. Усугубляет ситуацию
и финансовый кризис, который ударил в первую очередь по отраслям,
связанным со строительным сектором. Кризис в мировой экономике,
несомненно, вносит свои коррективы и может, как ускорить все эти
процессы, так и замедлить некоторые из них, например, привлечение
инвестиций. По мнению экспертов, сегодня сложно делать какие-либо
прогнозы, тем не менее, очень велика вероятность, что одним компаниям
придется покинуть рынок ЛКМ, а другим приложить максимум усилий, чтобы
удержаться на этом рынке… Николай Бойко Автор выражает благодарность компаниям «Хенкель Баутехник (Украина)» и ДП «Капарол Украина» за помощь в подготовке материала
Источник: http://stroy-ua.net |